Кто такой диалог-дизайнер и как им стать
Диалог-дизайнер – это новая профессия, которая набирает популярность на рынке труда. Многие компании активно внедряют в работу чат-ботов для общения с клиентами. А чтобы ответы чат-ботов выглядели естественно и органично, компании нанимают диалог-дизайнеров. Рассказываем, что это за специалист и как им стать.
Кто такой диалог-дизайнер?
Одна из проблем чат-ботов – многошаговые диалоги, которые не решают проблемы пользователя. Ответы едва ли напоминают человеческое общение и выглядят неестественно.
Чтобы решить эту проблему, компании нанимают диалог-дизайнеров – специалистов, которые занимаются проектированием и разработкой диалогов между людьми и ботами. Они помогают компаниям поддерживать свой стиль общения с клиентами и увеличивать продажи.
Диалог-дизайнеры разбираются в интерактивном, визуальном и моушн-дизайне, а также в UX-редактуре. Они понимают, как не допустить, чтобы беседа ушла в сторону, или как вернуть ее в нужное русло, если она уже зашла не туда.
В задачи диалог-дизайнера входит:
- Создание сценариев для чат-ботов, голосовых помощников, виртуальных ассистентов и других разговорных интерфейсов.
- Продумывание пользовательского пути и логики взаимодействия с нейросетью.
- Написание текстов для диалогов.
- Проведение тестирования и улучшение качества диалогов.
- Коммуникабельность. Диалог-дизайнер должен ясно и лаконично выражать свои мысли. Преимуществом станет развитая эмпатия.
- Аналитическое мышление. Одна из задач диалог-дизайнера – продумывание пользовательского пути. Для этого нужно анализировать данные и делать выводы. Важно развивать критического мышление и комплексный подход к решению проблем.
- Креативность. Для создания вовлекающих сценариев необходимо постоянно генерировать новые идеи. В этом диалог-дизайнеру помогают нестандартное мышление и креативность.
- Дизайн. Качественные чат-боты состоят из двух составляющих: вовлекающие диалоги и удобное оформление. Для этого диалог-дизайнеру пригодится понимаете принципов UX/UI дизайна.
- Знание ИИ. Специалист должен понимать, как устроены диалоговые системы. Понадобятся знания в области машинного обучения и искусственного интеллекта.
- Грамотность. Для работы диалог-дизайнером нужно знать русский язык. Специалисту необходимо на высшем уровне владеть грамматикой, пунктуацией и стилистикой.
- Чат-бот – это программа, имитирующая диалог с человеком. Она может вести беседу, отвечать на вопросы, выполнять простые поручения и даже генерировать текст. Их используют на сайтах, в мессенджерах, мобильных приложениях и социальных сетях. Они отвечают на вопросы клиентов, рекомендуют товары и услуги, а также оформляют заказы.
- Цифровой помощник – это программа, которая использует искусственный интеллект, чтобы принимать команды пользователя и выполнять его запросы. Эту функцию встраивают в смартфоны, умные колонки и компьютеры. Такие устройства могут включать музыку, звонить и отправлять сообщения, искать информацию в интернете, управлять умным домом и не только. Пример цифрового помощника – Алиса от Яндекса.
Какими чертами характера должен обладать диалог-дизайнер?
Для создания чат-ботов нужно хорошо понимать потребности пользователей. Вот какими качествами должен обладать диалог-дизайнер:
Преимуществами станут знание английского языка, опыт работы в команде, самостоятельность и ответственность, а также стрессоустойчивость.
Какими навыками должен обладать диалог-дизайнер?
Диалог-дизайнеру нужно разбираться в том языке, на котором предстоит общаться боту. Его основная задача – составлять так называемое «диалоговое дерево». С помощью него можно проработать все пути общения клиента с ботом. Хороший специалист не просто продумывает ответы, а делает общение с чат-ботом максимально удобным.
Для этого диалог-дизайнеру нужно разбираться в нескольких сферах:
Знания из этих трех областей помогают диалог-дизайнеру создавать полезные и удобные чат-боты.
Чем занимается диалог-дизайнер?
Чаще всего диалог-дизайнеры прорабатывают ответы для общения с аудиторией. Основной инструмент такого специалиста — диалоговое дерево. Задача диалог-дизайнера – наиболее быстро решить проблему клиента. Для этого нужно собрать всю необходимую информацию с помощью уточняющих вопросов.
Чат-бот должен сразу распознавать сообщения пользователя. Тогда алгоритм быстрее подберет нужное решение, а клиенту не придется тратить время на поиск подходящей формулировки. Добиться этого можно, используя кнопки, списки и другие подсказки. Диалог-дизайнер может придумывать и настраивать их самостоятельно или в паре с другим специалистом.
Эти нюансы важны для создания чат-бота. От продуманности диалога будет зависеть общая точность ответов и их эффективность.
С какими продуктами работают диалог-дизайнеры?
Диалог-дизайнеры помогают компаниям общаться с пользователями с помощью искусственного интеллекта. На рынке есть несколько таких продуктов:
Востребована ли профессия диалог-дизайнера?
В последние годы чат-боты и голосовые помощники активно развиваются. С появлением нейросетей они стали доступней и удобней. Многие компании уже добавили эту технологию в свои приложения или социальные сети.
Вместе с популярностью чат-ботов растет и востребованность диалог-дизайнеров. Без продуманных ответов диалог будет скучным и неестественным. Хороший специалист быстро подстраивается под стиль общения компании и увеличивает ее продажи. Диалог-дизайнеры делают ботов человечнее и помогают решать проблемы клиентов. А это одна из задач, которая стоит перед современным бизнесом.
В России сейчас не так много вакансий для диалог-дизайнеров, но иностранные компании все чаще нанимают их на работу. Многие разработчики ищут специалистов на позицию Conversation designer, Dialog developer, Computational linguist и т.д.
Как стать диалог-разработчиком?
В русскоязычном интернете нет курсов для диалог-разработчиков. Но на эту позицию могут претендовать люди с хорошим гуманитарным образованием. Чтобы работать с чат-ботами, им придется разобраться в их технической составляющей. Для этого можно окончить образовательные программы для дизайнеров или разработчиков.