Чат-боты в медицине
В последние годы чат-боты начинают использовать и в российской, и в зарубежной медицине. Они помогают врачам точнее ставить диагноз и улучшают обслуживание пациентов. В нашей стране уже используют медицинские чат-боты, и в будущем этот рынок только продолжит развиваться.
Зачем нужны медицинские чат-боты?
Медицинский осмотр всегда начинается с опроса. Чтобы поставить диагноз, нужно узнать симптомы и историю болезни. Чаще всего врачи сами записывают ответы, но иногда просят пациентов самостоятельно заполнить анкету.
Опрос занимает большую часть консультации. В среднем врач тратит на это около 15 минут. В некоторых больницах пациентов опрашивают медсестры, а доктор во время приема опирается на их данные. Но такой подход по-прежнему отнимает время и у персонала, и у пациентов.
Разработчики активно занимаются созданием медицинских чат-ботов. Искусственный интеллект может быстро и эффективно опрашивать пациентов и снижать вероятность ошибки. Это позволяет докторам тратить больше времени на изучение симптомов и ставить более точные диагнозы.
Как привлечь пациентов с помощью чат-ботов?
Чат-боты могут взять на себя некоторые обязанности администратора. Это улучшит обслуживание и привлечет новых пациентов:
- Чат-бот может записать человека на прием и напомнить ему о предстоящем визите. После консультации он пришлет анализы и их расшифровки.
- Если у пациента возникнут вопросы, чат-бот ответит на них даже в нерабочее время.
- Чат-боты анонимны, поэтому люди без стеснения могут рассказать о своих проблемах. Это позволяет обращаться за помощью при первых симптомах и увеличивает количество пациентов в записи.
- Через чат-боты можно собирать обратную связь от посетителей клиники. Мнение пациентов поможет улучшить обслуживание.
Все эти функции выделят вас среди конкурентов.
Как устроены медицинские чат-боты?
Простые опросники. В основе большинства медицинских чат-ботов – вопросно-ответная система. Они работают по заскриптованным вопросам без участия искусственного интеллекта. Они подойдут тем, кто планирует использовать чат-бот для опроса пациентов. Пример — приложение WebMD. Оно анализирует симптомы и показывает список болезней.
Умные опросники. Такие чат-боты генерируют ответы с учетом запроса пользователя. Пример – немецкое приложение ADA. Оно формирует вопросы лично для каждого пациента. За основу ADA берет информацию, которую пациент рассказал о себе. Затем приложение задает несколько уточняющих вопросов и предлагает до пяти возможных диагнозов. При необходимости чат-бот соединит пациента с врачом.
Your.MD – похожий алгоритм, который используют в мессенджерах. Пациент перечисляет симптомы, а чат-бот задает уточняющие вопросы. В конце Your.MD определяет диагноз и возможные варианты лечения. Чат-бот может предложить вызвать скорую, если это необходимо.
Используют ли чат-боты в больницах?
В Англии работает сервис Babylon. Он анализирует ответы людей и продумывает план дальнейших действий: пойти в аптеку, записаться на консультацию, отправиться в профильную клинику.
Babylon тестирует Национальная служба здравоохранения Англии. Его планируют использовать как первую линию для пациентов.
За полгода Babylon доказал свою эффективность: он обслуживал пациентов быстрее, чем реальные операторы. В среднем на одного пациента уходила минута. А реальные врачи тратили на опрос от двух до трех минут.
Используют ли медицинские чат-боты в России?
В России работает чат-бот mos.ru. Он помогает врачам провести опрос перед приемом. Это экономит время и позволяет посвятить консультацию конкретным симптомам.
Чат-бот узнает историю болезни пациента, его аллергии, принимаемые лекарства и особенности образа жизни. Полученная информация сохраняется в приложении «ЕМИАС.ИНФО».
Чтобы попасть на прием, нужно прикрепиться к московской поликлинике. А для работы с чат-ботом необходимо указать контактную информацию, серию и номер полиса ОМС. После этого в чате можно выбрать время записи.
В Санкт-Петербурге также запустили чат-бота, который позволяет вызвать врача через Telegram. Благодаря нему можно открывать и закрывать больничный лист, не выходя из дома. Чат-бот работает круглосуточно. Заявку можно оформить за три минуты.
Законно ли использовать медицинские чат-боты?
Медицинские учреждения перед началом работы с чат-ботом должны попросить у пациента согласие на обработку персональных данных. В запросе на согласие должна содержаться ссылка на политику компании в отношении персональных данных. В ней нужно указать, в каких целях вы собираете и обрабатываете ту или иную информацию.
Единственный запрет — использование чат-ботов в зарубежных мессенджерах для государственных клиник. Остальные ограничения могут накладываться только самим медицинским учреждением.
Перспективы использования медицинских чат-ботов
Чат-боты делают постановку диагноза более точной и снижают расходы клиник. В будущем они только продолжат развиваться. Со временем у искусственного интеллекта в медицине появятся новые направления. Одно из них – образование.
Чат-бот будет генерировать профили пациентов, а студенты опрашивать их и ставить диагноз. Благодаря этому будущее врачи смогут точнее назначать лечение. Подобные алгоритмы уже начинают использовать в обучении.