Как повысить продуктивность колл-центра. Часть 2
Клиентский сервис – не модное явление, а вклад в эффективность бизнеса. Хорошее обслуживание – причина, по которой клиенты возвращаются к компании и советуют ее друзьям и знакомым. В этой части разбираем пять показателей, которые помогут улучшить клиентский сервис.
Что такое клиентский сервис?
Клиентский сервис – это обслуживание, которое компания предоставляет клиентам. Он помогает выстраивать крепкие отношения с покупателями, увеличивать продажи и прибыль.
Например, клиент находит на сайте понравившуюся футболку и обращается в службу поддержки, чтобы выбрать подходящий размер. Оператор не только помогает разобраться в размерной сетке, но и рассказывает о текущих акциях и скидках. В итоге клиент покупает футболку и несколько других товаров.
Плохой сервис отпугивает покупателей. Они оставляют негативные отзывы, советуют друзьям и знакомым не пользоваться услугами компании. Это портит репутацию бизнеса и уменьшает его доход.
Как проверить клиентский сервис компании?
Финансы. Рассчитайте важные для прибыли бизнеса показатели: средний чек, конверсии, коэффициент оттока, количество повторных покупок, стоимость привлечения клиентов. Если они проседают, то у компании есть проблемы с клиентским сервисом.
Обслуживание клиентов. Используйте метод тайного покупателя. Компания нанимает человека, который совершает покупку, а затем составляет подробный отчет о своем опыте. Еще один способ оценки – отношенческие метрики.
Операционный уровень показывает, как компания поддерживает стандарты клиентского сервиса. Для оценки подойдет моделирование бизнес-процессов.
Рост и обучение. Проведите HR-исследование, чтобы понять, какая философия клиентского сервиса у вашей компании.
Исследование каждого из показателей позволяет выявить существующие проблемы и найти варианты их решения. Компания может оценить клиентский сервис самостоятельно или обратиться к органам сертификации. Они проверяют бизнес на соответствие Международному стандарту обслуживания клиентов. Сертификация выявляет сильные и слабые стороны компании, риски и зоны для совершенствования сервиса.
Из чего складывается клиентский сервис?
Качественный клиентский сервис складывается из нескольких составляющих:
- Клиентоориентированность.
- Эффективная коммуникация.
- Решение проблем.
- Возможность селф-сервиса.
- Эффективность и отзывчивость.
- Персонализация
- Позитивное мышление
- Работа с фидбеком
- Омниканальная коммуникация
- Автоматизация и внедрение AI
В этой части статьи мы разберем первые пять составляющих качественного клиентского сервиса.
Клиентоориентированность
Клиентоориентированность – это бизнес-философия, которая ставит потребности и желания клиентов на первое место. Она проявляется в стремлении понимать свою аудиторию, прогнозировать ее запросы и создавать приятное впечатление о продукте или услуге.
Из чего складывается клиентоориентированность:
- Вежливое и внимательное отношение к каждому клиенту, независимо от его статуса.
- Умение смотреть на ситуацию глазами клиента.
- Умение предотвращать проблемы клиентов.
- Готовность идти навстречу клиенту, менять правила и процессы в его пользу.
- Умение адаптироваться к нестандартным ситуациям.
- Постоянное повышение квалификации сотрудников.
- Умение ответить на любые вопросы клиента.
- Быстрое реагирование на запросы клиентов.
Чтобы улучшить клиентоориентированность, нужно сделать покупателей своими союзниками. Для этого проводите опросы и собирайте отзывы. Вовлечение клиентов в создание продукта не только оставит хорошее впечатление о компании, но и поможет сделать качественный продукт.
Создавайте культуру клиентоориентированности: проводите обучение сотрудников и поощряйте тех, кто показывает высокие результаты.
Эффективная коммуникация
Эффективная коммуникация – это умение донести свою мысль до собеседника так, чтобы он понял, что вы хотели сказать. Суть не в обмене информацией, а во взаимопонимании и сотрудничестве.
Как выстроить эффективную коммуникацию:
- Используйте язык, понятный вашей аудитории: избегайте жаргона, двусмысленности и сложных предложений. Говорите четко и уверенно, если обслуживание происходит по телефону.
- Внимательно слушайте собеседника и задавайте вопросы, чтобы избежать неточностей – это называется активное слушание.
- Не забывайте об уважении: ведите себя вежливо, даже в сложных ситуациях.
Чтобы сделать коммуникацию эффективной, необходимо определить цель общения, выбрать подходящий канал связи и продумать примерный план разговора.
Решение проблем клиентов
Чтобы эффективно решить проблему клиента, необходимо:
- Активно слушать. Позволяйте клиенту высказаться и задавайте уточняющие вопросы, чтобы полностью понять проблему.
- Собирать информацию. Используйте опросы, отзывы и аналитику, чтобы выявить распространенные проблемы. Это поможет сделать обслуживание более эффективным.
- Приоритезируйте проблемы клиентов. Для этого необходимо определить серьезность каждой из них. После этого разработайте решение. Если проблема типичная, создайте инструкцию или скрипт для ее решение – обслуживание станет более быстрым и точным.
- Отслеживайте, насколько эффективно компания решает запросы клиентов. Для этого собирайте отзывы и оценивайте основные показатели.
Вот как еще можно улучшить обслуживание:
- Персонализируйте общение: подходите к решению проблем с учетом индивидуальных потребностей каждого клиента.
- Будьте профессиональны: даже если клиент расстроен, относитесь к нему вежливо.
- Предложите несколько вариантов решения проблемы – это проявление заботы о клиентах.
Возможность селф-сервиса
Селф-сервис – это система самообслуживания. С ее помощью пользователи решают возникшие проблемы без участия компании. Это экономит время и деньги, а также снижает нагрузку на сотрудников техподдержки.
База знаний – один из способов сделать обслуживание клиентов удобнее. В ней можно размещать инструкции и ответы на распространенные вопросы, быстро найти информацию поможет система навигации.
Информация, которую вы планируете разместить в базе, должна быть точной, полной и актуальной. Чтобы пользователь мог самостоятельно решить проблему, необходимо хорошо структурировать данные.